Лизинг-2017. Вырос?

Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали железнодорожный сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 года, а также автолизинг, говорится в исследовании рейтингового агентства 

RAEX («Эксперт РА») «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх». Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого на рынке по итогам прошлого года достигла 21%. Согласно прогнозу RAEX, в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высокой базы предыдущего года темп роста рынка замедлится до 20%.Объем нового бизнеса за 2017 год вырос на 353 млрд рублей (плюс 48% по сравнению с 2016-м) и впервые в истории превысил 1 трлн рублей. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 41% и достигла 1,6 трлн рублей, что позволило лизинговому портфелю вырасти на 8% и составить 3,4 трлн рублей на 1 января 2018 года. Росту лизингового рынка способствовали программы господдержки в транспортных сегментах, а также продолжающееся с 2016 года снижение ключевой ставки, что привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов. Среди участников анкетирования сокращение объемов нового бизнеса показали менее 30 компаний, на которые приходится около 4% рынка.Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей7417707836805457421 095
Темпы прироста, %64,63,91,7-13,2-19,936,147,5
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей1 3001 3201 3001 0008301 1501 620
Темпы прироста, %79,31,5-1,5-23,1-1738,640,9
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей540560650690750790870
Темпы прироста, %54,33,716,16,28,65,310,1
Объем профинансированных средств, млрд рублей737640780660590740950
Темпы прироста, %63,813,221,9-15,4-10,625,428,4
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей1 8602 5302 9003 2003 1003 2003 450
Темпы прироста, %57,63614,610,3-3,13,27,8
Номинальный ВВП России, млрд рублей60 282,568 163,973 133,979 199,783 387,285 917,892 081,9
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, %1,21,11,10,90,70,91,2
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %66,563,065,066,466,062,265,9
Индекс розничности, %23,028,034,743,944,045,246,0

Индекс розничности рынка лизинга RAEХ рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам отнесены легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника.

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Автолизинг и железнодорожная техника выступили драйверами роста рынка в 2017 году. Наибольший рост за год показала ж/д техника, объем которой в 2017-м вырос более чем в два раза, при этом доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличилась на 8 процентных пунктов, до 21%. Такой интенсивный рост сегмента стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны. Объем лизинга автотранспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 годом за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей. В итоге впервые за последние три года доля грузовых автомобилей превзошла долю легковых, составив 57% от объема нового бизнеса в автосегменте.

Дмитрий Зотов: «Одним из драйверов роста рынка лизинга в прошлом году стал рынок железнодорожного подвижного состава… Восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1 600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли».

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизингаДоля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., %Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., %Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, %Доля в лизинговом портфеле на 01.01.18, %
     
     
Легковые автомобили14,917,525,66,4
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах7,2751,84,5
Сельскохозяйственная техника и скот3,93,185,73,4
Суда (морские и речные)2,17,1-56,44,9
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование1,72,44,53,1
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки1,22,3-23,01,7
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары1,11,235,30,6
Недвижимость (здания и сооружения)0,71,3-20,51,7
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры0,70,747,60,4
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов0,50,9-18,00,4
Энергетическое оборудование0,30,347,60,3
Полиграфическое оборудование0,30,347,60,2
Оборудование для ЖКХ0,20,4-26,20,4
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0,10,2-26,20,1
Прочее оборудование6,14,2114,33,3

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Александр Михайлов: «В 2017 году программа (госсубсидирования автолизинга) помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик».

Дмитрий Корчагов: «В первую очередь (наибольшим спросом у лизингополучателей в 2018 году будут пользоваться) LCV как транспорт с широким спектром применения… Мы ожидаем спроса на CV и HCV, учитывая продолжение строительства объектов инфраструктуры… Рост продаж в сегменте PC может быть поддержан продолжающимся бумом в секторе пассажирских перевозок (такси, каршеринг)».

Поддержку рынку оказал оперативный лизинг, доля которого по итогам 2017-го составила 21% от объема нового бизнеса (против 16% годом ранее). Рост оперативного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и ж/д техникой, что привело к увеличению доли договоров длительностью свыше трех лет с 60% до 67% в новом бизнесе за последние три года. В то же время в сегменте оперлизинга наблюдается небольшое снижение концентрации на крупнейших игроках: в 2016 году на три крупнейшие компании приходился 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%. Вместе с тем тенденция по деконцентрации является временной, поскольку большинство лизинговых компаний неактивно внедряют оперлизинг в свою продуктовую линейку в связи с низким спросом розничных клиентов на краткосрочную аренду.

Александр Кожевников: «Если сравнивать российский рынок оперативного лизинга с европейским, то можно сказать, что он только начинает свое развитие… Исторически так сложилось, что оперлизинг в России на 90% формируют два сегмента: лизинг подвижного состава и воздушных судов… Однако, на наш взгляд, рынок формируется именно так вследствие появления у лизинговых компаний определенных компетенций. Их наращивание со временем приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта… Кроме того, наполнению рынка операционного лизинга игроками будет способствовать и реформа лизинга, в результате которой ряд лизинговых компаний поменяет свой профиль».

Владимир Добровольский:«Четвертый квартал, как и весь 2017 год, стал для ГТЛК периодом бурного роста. Нам удалось не только существенно увеличить объем действующих проектов, но и запустить ряд новых важных программ государственного значения: программу развития лизинга вертолетов, проект локализации производства самолетов Л-410 и программу строительства паромов для сообщения острова Сахалин с материковой частью России. Мы продолжили реализацию программ развития аренды отечественных самолетов SSJ 100 и энергоэффективности на транспорте, поставив в российские регионы новую технику, работающую на газомоторном топливе».

Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 год превысило 190 тыс. против 145 тыс. в 2016-м. Увеличение числа сделок было обусловлено ростом на 52% объема нового бизнеса с субъектами МСБ. Кроме того, позитивно на количестве заключенных лизинговых договоров сказался рост диверсификации источников продаж на протяжении последних четырех лет. Если в 2013 году в прямых продажах лизинговые сделки занимали более 95%, то в 2017-м на долю данного канала пришлось около 80%, при этом продажи в офисах банков и через агентов заметно увеличились, составив 8% и 4% соответственно. Ожидания участников анкетирования по дальнейшему развитию каналов продаж связаны прежде всего с ростом интернет-продаж, уровень проникновения которых на текущий момент не превышает 2% сделок.

Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 году

NoНаименование ЛККоличество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт.Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт.Темпы прироста, 2017 г., %
1«Европлан»30 36619 65054,5
2«ВТБ Лизинг»29 10922 82327,5
3«ВЭБ-лизинг»16 37118 037-9,2
4ГК «Балтийский Лизинг»13 7489 93038,4
5ГК «Сбербанк Лизинг»12 6895 753120,6
6«РЕСО-Лизинг»11 5207 11761,9
7«Элемент Лизинг»8 3216 15535,2
8«Мэйджор Лизинг»7 4712 628184,3
9«Контрол Лизинг»6 3921 814252,4
10«CARCADE Лизинг»6 1593 70866,1
11ГК «Альфа Лизинг»5 3291 217337,9
12«Сименс Финанс»4 5684 1849,2
13«Фольксваген Груп Финанц»4 0152 98334,6
14ГК «Стоун-XXI»3 6073 3537,6
15ГК «Ураллизинг»3 2012 05755,6
16«Соллерс-Финанс»1 9641 51929,3
17ГК «Интерлизинг»1 74995782,8
18«Эксперт-Лизинг»1 53587874,8
19«Система Лизинг 24»1 2301 1318,8
20«УралБизнесЛизинг»1 120н/д
 Всего по рынкуНе менее 190 тыс.Не менее 145 тыс.Около 31

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Кирилл Царев: «Увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения».

Согласно прогнозу RAEX, объем лизингового рынка в 2018 году вырастет на 20%. По мнению агентства, объем нового бизнеса продолжит расти и по итогам текущего года составит более 1,3 трлн рублей. Рекордные темпы прироста автосегмента замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и прибавит 25%. Замена парка подвижного состава в 2018-м продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году, что обеспечит увеличение ж/д сегмента на 20%, а авиализинг за счет сделок по аренде прежде всего отечественных самолетов вырастет на 15%. Прочие сегменты прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.

Негативный прогноз предполагает, что рынок вырастет на 10% и составит 1,2 трлн рублей. При реализации данного прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 год. Объем нового бизнеса с ж/д техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга.

Дмитрий Курдомонов: «Мы ожидаем дальнейшего развития на рынке двух ярко выраженных тенденций: подготовки крупных компаний к переходу под новое регулирование и внедрения инструментов автоматизации в рамках цифровой трансформации лизинга. Рост рынка и, как следствие, рост финансовых возможностей компаний создадут дополнительную поддержку в части увеличения бюджетов на IT».

Методология

RAEX проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных сведений, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.

В исследовании по итогам 2017 года приняли участие 120 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по мнению RAEX, составляет не менее 92% всего лизингового рынка (в исследовании по итогам 2016-го участвовало 110 лизинговых компаний, объем сделок которых составлял более 90% рынка). По оценке агентства, в текущем исследовании не приняли участие компании, на которые в совокупности приходится около 8% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка сделаны корректировки в соответствии с этими предпосылками в оба периода.

В исследовании не учитывалась доля рынка, приходящаяся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок выделен оперативный лизинг. Кризис 2008—2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время агентство не корректирует расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечает, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

Основные термины

Новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseuropе).

Сумма новых договоров лизинга — это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы — должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) входят сделки, которые по смыслу являются оперативным лизингом, но юридически оформлены как договор аренды и по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

Объем полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в периодах, предшествующих исследуемому.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приведены с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. При обработке анкетные данные сопоставляются с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого сравнивается динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются агентством как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Материалы RAEX

Источник: Banki.ru