Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали железнодорожный сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 года, а также автолизинг, говорится в исследовании рейтингового агентства
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей | 741 | 770 | 783 | 680 | 545 | 742 | 1 095 |
Темпы прироста, % | 64,6 | 3,9 | 1,7 | -13,2 | -19,9 | 36,1 | 47,5 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей | 1 300 | 1 320 | 1 300 | 1 000 | 830 | 1 150 | 1 620 |
Темпы прироста, % | 79,3 | 1,5 | -1,5 | -23,1 | -17 | 38,6 | 40,9 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 540 | 560 | 650 | 690 | 750 | 790 | 870 |
Темпы прироста, % | 54,3 | 3,7 | 16,1 | 6,2 | 8,6 | 5,3 | 10,1 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей | 737 | 640 | 780 | 660 | 590 | 740 | 950 |
Темпы прироста, % | 63,8 | 13,2 | 21,9 | -15,4 | -10,6 | 25,4 | 28,4 |
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей | 1 860 | 2 530 | 2 900 | 3 200 | 3 100 | 3 200 | 3 450 |
Темпы прироста, % | 57,6 | 36 | 14,6 | 10,3 | -3,1 | 3,2 | 7,8 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей | 60 282,5 | 68 163,9 | 73 133,9 | 79 199,7 | 83 387,2 | 85 917,8 | 92 081,9 |
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 1,2 |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % | 66,5 | 63,0 | 65,0 | 66,4 | 66,0 | 62,2 | 65,9 |
Индекс розничности, % | 23,0 | 28,0 | 34,7 | 43,9 | 44,0 | 45,2 | 46,0 |
Индекс розничности рынка лизинга RAEХ рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам отнесены легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника.
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК
Автолизинг и железнодорожная техника выступили драйверами роста рынка в 2017 году. Наибольший рост за год показала ж/д техника, объем которой в 2017-м вырос более чем в два раза, при этом доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличилась на 8 процентных пунктов, до 21%. Такой интенсивный рост сегмента стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны. Объем лизинга автотранспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 годом за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей. В итоге впервые за последние три года доля грузовых автомобилей превзошла долю легковых, составив 57% от объема нового бизнеса в автосегменте.
Дмитрий Зотов: «Одним из драйверов роста рынка лизинга в прошлом году стал рынок железнодорожного подвижного состава… Восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1 600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли».
Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., % | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.01.18, % |
Легковые автомобили | 14,9 | 17,5 | 25,6 | 6,4 |
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах | 7,2 | 7 | 51,8 | 4,5 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 3,9 | 3,1 | 85,7 | 3,4 |
Суда (морские и речные) | 2,1 | 7,1 | -56,4 | 4,9 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 1,7 | 2,4 | 4,5 | 3,1 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 1,2 | 2,3 | -23,0 | 1,7 |
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 1,1 | 1,2 | 35,3 | 0,6 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 0,7 | 1,3 | -20,5 | 1,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,7 | 0,7 | 47,6 | 0,4 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов | 0,5 | 0,9 | -18,0 | 0,4 |
Энергетическое оборудование | 0,3 | 0,3 | 47,6 | 0,3 |
Полиграфическое оборудование | 0,3 | 0,3 | 47,6 | 0,2 |
Оборудование для ЖКХ | 0,2 | 0,4 | -26,2 | 0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,1 | 0,2 | -26,2 | 0,1 |
Прочее оборудование | 6,1 | 4,2 | 114,3 | 3,3 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК
Александр Михайлов: «В 2017 году программа (госсубсидирования автолизинга) помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик».
Дмитрий Корчагов: «В первую очередь (наибольшим спросом у лизингополучателей в 2018 году будут пользоваться) LCV как транспорт с широким спектром применения… Мы ожидаем спроса на CV и HCV, учитывая продолжение строительства объектов инфраструктуры… Рост продаж в сегменте PC может быть поддержан продолжающимся бумом в секторе пассажирских перевозок (такси, каршеринг)».
Поддержку рынку оказал оперативный лизинг, доля которого по итогам 2017-го составила 21% от объема нового бизнеса (против 16% годом ранее). Рост оперативного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и ж/д техникой, что привело к увеличению доли договоров длительностью свыше трех лет с 60% до 67% в новом бизнесе за последние три года. В то же время в сегменте оперлизинга наблюдается небольшое снижение концентрации на крупнейших игроках: в 2016 году на три крупнейшие компании приходился 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%. Вместе с тем тенденция по деконцентрации является временной, поскольку большинство лизинговых компаний неактивно внедряют оперлизинг в свою продуктовую линейку в связи с низким спросом розничных клиентов на краткосрочную аренду.
Александр Кожевников: «Если сравнивать российский рынок оперативного лизинга с европейским, то можно сказать, что он только начинает свое развитие… Исторически так сложилось, что оперлизинг в России на 90% формируют два сегмента: лизинг подвижного состава и воздушных судов… Однако, на наш взгляд, рынок формируется именно так вследствие появления у лизинговых компаний определенных компетенций. Их наращивание со временем приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта… Кроме того, наполнению рынка операционного лизинга игроками будет способствовать и реформа лизинга, в результате которой ряд лизинговых компаний поменяет свой профиль».
Владимир Добровольский:«Четвертый квартал, как и весь 2017 год, стал для ГТЛК периодом бурного роста. Нам удалось не только существенно увеличить объем действующих проектов, но и запустить ряд новых важных программ государственного значения: программу развития лизинга вертолетов, проект локализации производства самолетов Л-410 и программу строительства паромов для сообщения острова Сахалин с материковой частью России. Мы продолжили реализацию программ развития аренды отечественных самолетов SSJ 100 и энергоэффективности на транспорте, поставив в российские регионы новую технику, работающую на газомоторном топливе».
Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 год превысило 190 тыс. против 145 тыс. в 2016-м. Увеличение числа сделок было обусловлено ростом на 52% объема нового бизнеса с субъектами МСБ. Кроме того, позитивно на количестве заключенных лизинговых договоров сказался рост диверсификации источников продаж на протяжении последних четырех лет. Если в 2013 году в прямых продажах лизинговые сделки занимали более 95%, то в 2017-м на долю данного канала пришлось около 80%, при этом продажи в офисах банков и через агентов заметно увеличились, составив 8% и 4% соответственно. Ожидания участников анкетирования по дальнейшему развитию каналов продаж связаны прежде всего с ростом интернет-продаж, уровень проникновения которых на текущий момент не превышает 2% сделок.
Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 году
No | Наименование ЛК | Количество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт. | Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт. | Темпы прироста, 2017 г., % |
1 | «Европлан» | 30 366 | 19 650 | 54,5 |
2 | «ВТБ Лизинг» | 29 109 | 22 823 | 27,5 |
3 | «ВЭБ-лизинг» | 16 371 | 18 037 | -9,2 |
4 | ГК «Балтийский Лизинг» | 13 748 | 9 930 | 38,4 |
5 | ГК «Сбербанк Лизинг» | 12 689 | 5 753 | 120,6 |
6 | «РЕСО-Лизинг» | 11 520 | 7 117 | 61,9 |
7 | «Элемент Лизинг» | 8 321 | 6 155 | 35,2 |
8 | «Мэйджор Лизинг» | 7 471 | 2 628 | 184,3 |
9 | «Контрол Лизинг» | 6 392 | 1 814 | 252,4 |
10 | «CARCADE Лизинг» | 6 159 | 3 708 | 66,1 |
11 | ГК «Альфа Лизинг» | 5 329 | 1 217 | 337,9 |
12 | «Сименс Финанс» | 4 568 | 4 184 | 9,2 |
13 | «Фольксваген Груп Финанц» | 4 015 | 2 983 | 34,6 |
14 | ГК «Стоун-XXI» | 3 607 | 3 353 | 7,6 |
15 | ГК «Ураллизинг» | 3 201 | 2 057 | 55,6 |
16 | «Соллерс-Финанс» | 1 964 | 1 519 | 29,3 |
17 | ГК «Интерлизинг» | 1 749 | 957 | 82,8 |
18 | «Эксперт-Лизинг» | 1 535 | 878 | 74,8 |
19 | «Система Лизинг 24» | 1 230 | 1 131 | 8,8 |
20 | «УралБизнесЛизинг» | 1 120 | н/д | — |
Всего по рынку | Не менее 190 тыс. | Не менее 145 тыс. | Около 31 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК
Кирилл Царев: «Увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения».
Согласно прогнозу RAEX, объем лизингового рынка в 2018 году вырастет на 20%. По мнению агентства, объем нового бизнеса продолжит расти и по итогам текущего года составит более 1,3 трлн рублей. Рекордные темпы прироста автосегмента замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и прибавит 25%. Замена парка подвижного состава в 2018-м продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году, что обеспечит увеличение ж/д сегмента на 20%, а авиализинг за счет сделок по аренде прежде всего отечественных самолетов вырастет на 15%. Прочие сегменты прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.
Негативный прогноз предполагает, что рынок вырастет на 10% и составит 1,2 трлн рублей. При реализации данного прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 год. Объем нового бизнеса с ж/д техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга.
Дмитрий Курдомонов: «Мы ожидаем дальнейшего развития на рынке двух ярко выраженных тенденций: подготовки крупных компаний к переходу под новое регулирование и внедрения инструментов автоматизации в рамках цифровой трансформации лизинга. Рост рынка и, как следствие, рост финансовых возможностей компаний создадут дополнительную поддержку в части увеличения бюджетов на IT».
Методология
RAEX проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.
В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных сведений, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.
В исследовании по итогам 2017 года приняли участие 120 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по мнению RAEX, составляет не менее 92% всего лизингового рынка (в исследовании по итогам 2016-го участвовало 110 лизинговых компаний, объем сделок которых составлял более 90% рынка). По оценке агентства, в текущем исследовании не приняли участие компании, на которые в совокупности приходится около 8% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка сделаны корректировки в соответствии с этими предпосылками в оба периода.
В исследовании не учитывалась доля рынка, приходящаяся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.
В составе лизинговых сделок выделен оперативный лизинг. Кризис 2008—2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время агентство не корректирует расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечает, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.
Основные термины
Новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseuropе).
Сумма новых договоров лизинга — это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.
При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы — должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.
В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) входят сделки, которые по смыслу являются оперативным лизингом, но юридически оформлены как договор аренды и по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.
Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).
Объем полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в периодах, предшествующих исследуемому.
Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приведены с учетом НДС.
Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. При обработке анкетные данные сопоставляются с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого сравнивается динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются агентством как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.
Материалы RAEX